Разработка урока
Разработка урока
Изучение состава и строения аминокислот, принципа их объединения в полипептидную цепочку, сравнение состава и строения различных органических соединений (белков, жиров, углеводов), выявление причин происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков позволяют выработать у студентов умение делать выводы о предположительных свойствах белка. Это сложная методическая задача, которую предлагается решить с использованием ряда современных педагогических методик и приёмов. Урок можно разделить на несколько основных этапов:
Первый этап - организационный (приветствие, перекличка, привлечение внимания студентов).
Второй этап - проверка усвоения пройденного материала. Здесь могут использоваться различные формы опроса.
Третий этап - объяснение нового материала в виде рассказа. Студенты ведут конспект.Преподаватель даёт оп-ределение белков как природных поли-мерных веществ, состоящих из остатков альфа-аминокислот. Аминокислоты в белках связаны пептидными связями -С - N-. Представлена структура цепи такого белкового полимера. Указывается, что белки являются необходимым компонентом пищевых продуктов и лекарств, обосновывается их важность для человеческого организма. Признаки классификации белков: по числу аминокислотных звеньев в молекуле белка; по порядку следования аминокислотных звеньев в цепи; по составу аминокислот в полипептиде. Поясняется связь между аминокис-лотами полипептидной цепочки.
Четвёртый этап - продолжение изучения нового материала, которое студенты уже выполняют самостоятельно, используя раздаточный материал. Раздаточный материал подготовлен в виде конспекта, содержит учебный текст, справочную красочную наглядную таб-лицу «Уровни структурной организации белков», которая содержит описаниеструктурной организации белков.Студенты выполняют задание - заполнение схемы № 1«Пространственная структура белка - первичная, вторичная, третичная, четвертичная». Описывают процессы денатурации и ренатурации белков.
Пятый этап- преподаватель продолжает рассказ - описание функций белков в клетке и в организме: строительную, каталитическую, регуляторную, двигательную, транспортную, защитную, энергетическую.Студенты выполняют конспект.
Шестой этап - просмотр учебного фильма«Биосинтез белка».
Седьмой этап - закрепление учебного материала - проводится следующим образом: студенты разбиваются на пары, обсуждают друг с другом следующие задания и вопросы:
Составьте уравнение реакции образования трипептида из молекул аминоуксусной кисло¬ты.Какие элементы входят в состав белковой молекулы? Охарактеризуйте строение белковой молекулы.Как можно доказать наличие белков в продуктах питания, в шерстяных и шелковых тканях? Какова сущность цветных реакций на белки?Какие вещества образуются при гидролизе белков в ор-ганизме? Дайте общую характеристи¬ку роли белков в процессах жизнедеятельности человека и животных. В чем состоят трудности синтеза белков? Пути решения данной проблемы.
Восьмой этап - выдача домашнего задания.Данная методика проведения урока имеет следующие преимущества:
- в течение урока студенты меняют род деятельности, что снижает утомляемость и способствует концентрации внимания;
- успешно используются ком-пьютеры: для демонстрации фильма, можно доводить до студентов раздаточный материал и демонстрировать презентации по теме;
- обеспечивается полная заня-тость группы;
- организуется самостоятельная работа студентов.
- методика обладает гибкостью, её можно использовать практически для изучения любой темы.
Для реализации такой методики необходимо провести хорошую предварительную подготовку: разработать план урока, конспект, раздаточный материал, компьютерное сопровождение, которое не должно занимать много учебного времени. Следует отрабатывать и отдельные этапы урока.