Внеклассное мероприятие – математическая викторина.
Внеклассное мероприятие – математическая викторина.
Целью методической разработки «Математическая викторина» является углубление знаний студентов по математике, развитие логического мышления и исследовательских навыков, привычки пользоваться математической литературой. Участие в викторине способствует развитию быстроты мышления, пробуждает интерес к истории математики.
Викторину можно проводить как в рамках одной группы, так и для целого курса. Неплохо даже формировать смешанные команды из студентов первого и второго курсов, хотя предлагаемое мероприятие апробировано на первом курсе. Отмечено, что командная борьба развивает чувство коллективизма, готовности помочь товарищу по команде.
Расчетное время на проведение викторины в пределах 40 мин.
Викторина проводится в виде пяти конкурсов: «Знаешь ли ты историю математики?», математические ребусы, математическая эстафета «Тригонометрические уравнения», кроссворд по геометрии и конкурс художников.
После каждого конкурса жюри подводит итоги и начисляет баллы командам. «Ценность» каждого конкурса определяется количеством баллов. Количество баллов по итогу викторины в целом определяется суммой баллов, заработанных каждой командой. Методика, опробованная в ходе проведения викторины, может применяться и при проведении плановых уроков.
Викторина позволяет решать задачи обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Атрибутика викторины: портреты математиков, эмблемы команд, «мешок» с логическими задачами, компьютер, музыкальное сопровождение, канцелярские принадлежности, сувениры для награждения победителей.
Каждый участник должен доказать своё право на участие решением логической задачи типа «Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?», или «У палки два конца. Если отпилить один конец, то сколько концов получится?» и тому подобное (имеется 20 вариан-тов подобных задач).
Участники заняли свои места, команды демонстрируют свою эмблему и девиз.
Конкурс «Знаешь ли ты историю математики?». Ведущий зачитывает вопросы для обеих команд. Отвечает команда, первой подготовившая ответ. Неправильный ответ ведёт к передаче права отвечать другой команде. Вопросы с подсказками типа «Кто из знаменитых людей не был математиком? - Гаусс, Виет, Колумб, Пифагор» или «Число, показывающее, во сколько раз длина окружности больше своего диаметра? - л, 7, корень квадратный из 2» и тому подобное (имеется 10 вариантов подобных вопросов).
Конкурс «Математические ребусы». Каждая команда получает лист с ребусами, расшифровка которых представляет собой математические термины, например минус, число, ответ, пирамида и так далее (имеется 20 вариантов подобных ребусов).
Конкурс математическая эстафета «Тригонометрические уравнения». Участники каждой команды располагаются в ряд. Команды получают по листу с примерами. Первый пример быстро решает первый участник команды и сразу передаёт лист следующему. Тот решает второй пример и передаёт лист далее. Здесь оценивается правильность ответа и быстрота решения примеров (имеется по 10 примеров для каждой команды). Подбор сложности примеров должен быть таким, чтобы участники не потеряли интереса к игре.
Конкурс «Кроссворд по геометрии». Каждая команда получает лист с кроссвордом. Здесь также оценивается правильность ответа и быстрота решения кроссворда. Кроссворд содержит в нашем случае всего 34 слова, расположенных по вертикали и по горизонтали. Вопросы типа «Буква греческого алфавита», «Тригонометрическая функция», «Тело вращения», «Одно из чисел при умножении», «Число, равное 10'», «Единица длины» и тому подобное.
Конкурс художников. Задание: используя как можно больше видов геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги и наклеенных на лист плотной бумаги (например, формата А4) изобразить осмысленную картинку.
Итоги викторины должны быть подведены четко и объявлены по её окончании. Победители получают заслуженные призы.