Итоговый урок-викторина по дисциплине «Информатика» и ИКТ»
Итоговый урок-викторина по дисциплине «Информатика» и ИКТ»
Для проведения итогового урока в целях проверки уровня остаточных знаний студентов используют разнообразные формы занятий. Среди них мне представляется одним из наибо¬лее интересных и запоминающихся уроквикторина. Игровая форма занятия позволяет провести эффективно проверку знаний студентов, причем это будет интересное и увлекательное мероприятие. Студенты демонстрируют умение работать в команде, имеют возможность проявить свои творческие способности.
Такой урок можно проводить как по изучении темы, так и раздела и по завершении курса.
Уроку-викторине предшествует подготовительный этап: изготовление игровых табличек, карточек, таблицы для фиксации баллов, заработанных соревнующимися командами.
Заранее студенты учебной группы разделяются на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана. Команды готовят свои визитные карточки в виде слайдов.
Викторина проводится в компьютерном классе.
В жюри желательно приглашать преподавателей, не имеющих отношения к информатике, но знакомых студентам.
Открытие викторины начинается с приветствия участникам, объявления темы и цели занятия и представления жюри.
Затем начинаются конкурсы викторины. Они проводятся в три тура, в каждом туре по три конкурса, а именно: «Визитная карточка», «Конкурс капитанов», «Эстафета», «Эрудит», «Инфоребусы», «Задачки-размышлялки», «Дешифратор», «Наш любимый компьютер», «Лингвист».
Конкурс «Визитная карточка». Свои визитные карточки команды демонстрируют на экране монитора и жюри их оценивает.
Конкурс «Конкурс капитанов». Капитаны вытягивают карточку со словом из области информатики и пытаются при помощи мимики и жестов объяснить своей команде заданное слово. Этот конкурспроводится с трёх попыток. Побеждает команда, отгадавшая слово с меньшим числом попыток.
Конкурс «Эстафета». Выполняют по 4 участника каждой команды. Засекается время. Вначале 1 участник набирает стихотворный текст, содержащий термины информатики. Затем второй участник придумывает заголовок к стихотворению, устанавливает заданные параметры страницы, выбирает вид выравнивания текста. Третий участник отформатирует текст, установив заданный шрифт и его начертание, размер шрифта, цвет, анимацию и др. Четвёртый участник добавляет различные элементы оформления (рамку, автофигуры, объекты WordArt).
Конкурс «Эрудит». На экране монитора демонстрируется мультимедийная презентация «Эрудит» с вопросами. Представители команд отвечают по очереди. Учитывается правильность ответов и время. Если команда затрудняется с ответом, очередь передаётся другой команде.
Конкурс «Инфоребусы». Командам даётся по три ребуса на компьютерную тематику, необходимо разгадать их в течение 4 минут.
Конкурс «Задачки-размышлялки». Каждой команде дают задачу типа: «У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?» или «Когда 2x2=100? Когда 6x6=44 Когда 4x4=10?».
Конкурс «Дешифратор». На экране монитора демонстрируется мультимедийная презентация «Дешифратор».
Презентация содержит известные пословицы, перефразированные на компьютерный лад. Задача: перевести пословицы в общепринятую форму. (Например: компьютер памятью не испортишь —* кашу маслом не испортишь.)
Конкурс «Наш любимый компьютер». Каждая команда получает по бумажному цветку с восемью лепестками. На обратной стороне каждого лепестка записаны слова (системный блок,
монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, колонки, микрофон). Каждый участник отрывает лепесток и читает слово. Затем он изображает на компьютере в графическом редакторе Paint часть компьютера, которую это слово означает. Затем все участники собирают свои рисунки на одном компьютере.
Конкурс «Лингвист». Даётся слово «Информатика». Необходимо составить из букв этого слова максимально большое количество слов за ограниченное время (например, можно со¬ставить 32 слова за 3 мин.).
Рекомендуется объявлять оценки (количество баллов) после каждого конкурса.
Количество баллов за каждый конкурс и временные ограничения, сложность заданий можно регулировать в зависимости от степени подготовленности группы.