Опыт применения информационно-образовательных ресурсов для формирования профессиональных компетенций
Идея информатизации системы образования закрепилась в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» и согласно этому закону предполагает наличие «электронных и информационных образовательных ресурсов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ».
Информационные технологии могут быть использованы при обучении студентов несколькими способами. В самом простом случае реальный учебный процесс осуществляется с помощью обычных технологий, а информационные технологии применяются лишь для промежуточного контроля знаний студентов в виде тестирования.
В колледже с 2011 года была внедрена универсальная система проверки знаний «Конструктор тестов». Компью-терное тестирование, как элемент оценки качества подготовки студентов, применяется на всех уровнях образовательного процесса: при промежуточной и итоговой аттестации. Для оценки результатов тестирования применяется критериально-ориентированный подход, который позволяет установить, в какой степени студенты усвоили требуемое ФГОС содержание учебных дисциплин в области освоения знаний и умений, профессиональных и общих компетенций.
Использование информационно–коммуникационных технологий в нашем колледже этим не ограничивается. В 2012 году преподаватели колледжа начали разработку обучающей системы Phoenix-Education, реализующей интегрированные технологии организации учебного процесса, т.е. сочетания занятий в аудитории и дистанционных методов обучения.
Основное назначение обучающей системы — предоставление преподавателям и студентам программных средств, позволяющих повысить качество процесса обучения и обеспечить эффективный контроль образовательной деятельности студентов со стороны преподавателя.
В системе существует три категории пользователей — администратор, преподаватель, студент. Особый интерес представляет использование обучающей системы преподавателями и студентами как основными участниками учебного процесса. Преподаватель, создавая в электронном виде материалы преподаваемой дисциплины или модуля, систематизирует их и подчиняет главной цели — формированию знаний, умений и практического опыта, а также общих и профессиональных компетенций.
Обучающая система предусматривает соответствие каждого урока целям формирования компетенций,
что отражается в интерфейсе программы. Каждый урок может содержать любую комбинацию следующих видов учебного материала: тексты, словарь терминов, тестовые вопросы для самоконтроля, звуковые материалы, видео лекции, ссылки на справочную литературу, дополнительные материалы для самостоятельной работы студентов.
Последовательное заполнение дисциплины или модуля материалами, предусмотренными в обучающей системе, помогает избежать хаотичного использования презентаций и других материалов во время уроков, преподаваемая дисциплина приобретает свой стиль.
Преимуществом системы является индивидуализация обучения. Преподаватель, будучи администратором своего раздела, имеет доступ не только к результатам работы каждого студента в части оценки уровня освоения материала по каждому уроку, каждой теме, но и к редактированию заданий с учетом этой оценки в режиме реального времени.
Студент имеет доступ к тем материалам в базе данных, которые относятся к его специальности. Вся его деятельность с обучающей системой фиксируется в базе данных и является доступной соответствующему преподавателю. Студент получает достаточно большую свободу в выборе порядка изучения предмета.
Реализация задач обучающей системы осуществляется посредством организации внутренней сети колледжа, что дает доступ к системе с любого компьютера учебного заведения, и позволяет преподавателю в свободное время заполнять базу данных дисциплины (модуля), а студенту организовывать самостоятельную работу без участия преподавателя, получать дополнительные задания, знакомиться со справочной литературой, готовиться к аттестации по предмету.
Компетентностный подход требует, чтобы обучающийся выполнял все учебно-познавательные действия, которые ведут к самостоятельному усвоению учебного материала. Одним из средств достижения этой цели является использование информационно образовательных ресурсов. Компетентностный подход в этом случае реализуется не только посредством выявления фактического уровня освоения отдельных компетенций, формируемых одной или несколькими дисциплинами (модулями), но и при использовании соответствующих средств обучения.
Понятно, что основной работой по обучению студентов является живое об-щение преподавателя с группой и с отдельными студентами в соответствии с образовательной программой. При этом информационно-образовательные ресурсы позволяют улучшить понимание отдельных вопросов обучающимися. Часто для студентов такая форма обучения является очень доступной, эффективной и привычной.